Замена охлаждающей жидкости через некоторое время становится незаменимой. Горящий индикатор охлаждающей жидкости на приборной панели обычно является последним звоночком перед более серьезной поломкой. Когда менять охлаждающую жидкость и как это сделать своими руками?
В каждом автомобиле за обеспечение надлежащей рабочей температуры двигателя отвечает система охлаждения. Так что не пренебрегайте заменой охлаждающей жидкости! Последствия поломки могут быть очень серьезными, в крайних случаях приводя к необходимости замены всего двигателя. Треснувшая прокладка головки блока цилиндров или поврежденный блок – самые распространенные недуги автомобилей, в которых вовремя забыли заменить охлаждающую жидкость.
К счастью, вся операция стоит недорого. Однако стоит попробовать заглянуть в радиатор самостоятельно, слить старую жидкость, а заодно промыть и провентилировать всю систему. Все действия займут не более 1-2 часов.
Как заменить охлаждающую жидкость — шаг за шагом
Мы заменяем охлаждающую жидкость только на холодном двигателе, чтобы не обжечься горячей жидкостью. Для замены охлаждающей жидкости и промывки системы вам потребуются:
- новая жидкость,
- дистиллированная вода (около двух баков),
- подготовка к ополаскиванию (по желанию),
- ведро или миска для слива старой жидкости и грязной воды,
- воронка.
Открытие клапанов
Начинаем с открытия пробок радиатора и расширительного бачка . Слейте старую жидкость, открыв сливной кран в нижней части радиатора. Сдаем использованный продукт на переработку — не выливать в канализацию. Кстати, давайте проверим состояние радиатора и напорных шлангов, ведь любые течи могут стать причиной утечки охлаждающей жидкости.
Промывка системы охлаждения
Затем промыть систему дистиллированной водой, добавив в нее промывочное средство. Закройте сливной кран и пробку радиатора, оставив расширительный бачок открытым, и заполните систему водой или смесью. Заводим машину, запуская обдув в салоне выставляем на максимальное значение и температуру. Подождите около 15-20 минут, пока двигатель прогреется. По истечении этого времени заглушите автомобиль и подождите, пока двигатель остынет.
Когда двигатель холодный, слейте содержимое системы охлаждения через сливной клапан. Эти действия повторяются до тех пор, пока обработанная таким образом вода не приобретет нейтральный прозрачный цвет — для этого обычно требуется несколько повторений.
Заполнение системы и добавление охлаждающей жидкости
Это почти закончилось. Заполните промытый радиатор охлаждающей жидкостью до максимального уровня (показан индикатором на расширительном бачке). Запускаем машину и горячий воздух, все время проверяя количество жидкости по индикатору – когда ее значение падает ниже максимального уровня, ее следует долить. Вся операция завершается, когда отопитель работает «на максимум» и количество охлаждающей жидкости в системе находится на одном уровне.
Прокачка системы охлаждения
Также стоит по возможности прокачать всю систему после замены жидкости – устранение пузырьков воздуха из контура обеспечит оптимальные условия работы радиатора. Для этого найдите выпускной клапан, слегка отвинтите его и подождите, пока жидкость начнет медленно вытекать: это означает, что система прокачана. Расположение этого клапана зависит от двигателя, а в некоторых моделях автомобилей это решение может вообще отсутствовать.
Замена охлаждающей жидкости — когда, как часто?
Когда загорается индикатор охлаждающей жидкости , возможно, уже слишком поздно менять охлаждающую жидкость. Поэтому каждый водитель должен помнить о регулярной замене каждые 2-4 года (100-200 тыс. км) – этот интервал производители автомобилей устанавливают самостоятельно. Помните, однако, что силикатные детали, используемые в старых автомобилях (неорганический IAT, синий цвет), требуют более частой замены, чем более современные бессиликатный (OAT/HOAT, красный/розовый цвет).
Жидкость также подходит для замены, когда ее температура замерзания значительно повышается, создавая риск замерзания на морозе. Контроль точки замерзания доступен бесплатно в каждой мастерской — об этом стоит помнить при подготовке автомобиля к приходу зимы .
Кроме того, регулярно проверяйте уровень охлаждающей жидкости в соответствующем месте двигателя. Это имеет большое значение особенно перед началом летнего сезона, когда возрастает риск «закипания» двигателя. Мы также контролируем количество жидкости в системе зимой, чтобы предотвратить замерзание ключевых компонентов.
Какую охлаждающую жидкость выбрать?
При выборе охлаждающей жидкости следует в первую очередь руководствоваться рекомендациями производителя – информацию о том, какой фактор использовать в радиаторе, можно найти, например, в руководстве по эксплуатации или в непосредственной близости от двигателя.
В настоящее время на рынке представлены три группы спецификаций кулеров:
IAT ( Inorganic Additive Technology ) — жидкости с неорганическими добавками. Предназначен в основном для старых автомобилей, у которых двигатель имеет чугунный блок и алюминиевую головку, а пайка выполнена из свинца. По сравнению с более новыми технологиями, при использовании жидкости IAT в системе охлаждения образуется больше отложений, поэтому ее необходимо чаще заменять (примерно каждые 2 года);
OAT ( Organic Acid Technology ) — жидкости с добавлением органических кислот. По сравнению с IAT эта технология имеет те же преимущества: выдерживает температуры в более широком диапазоне, не требует частой замены (оптимально раз в 4-5 лет). Жидкости OAT используются в современных автомобилях, оснащенных алюминиевым блоком и ГБЦ.
HOAT ( Hybrid Organic Acid Technology ) — самое современное решение, сочетающее в себе преимущества технологий IAT и OAT. Повышает коррозионную стойкость системы, а также подходит для использования в двигателях, работающих на коэффициенте IAT.
Можно ли смешивать охлаждающие жидкости?
На рынке представлены разные типы жидкостей — некоторые из них можно смешивать друг с другом. Однако это сопряжено с определенным риском, ведь действующие вещества обеих жидкостей при неправильно подобранной смеси могут начать «воевать» друг с другом, а в крайнем случае – выдать агрессивное вещество для системы охлаждения .
Так что если вам нужна «доливка», то лучше всего подойдет та жидкость, которая уже есть в системе (или ее концентрат). Краткосрочным решением, особенно в теплое время года, также может быть восполнение потерь дистиллированной водой, но это хорошая идея в основном в экстренных случаях. Его недостатки описаны ниже.
Вода вместо охлаждающей жидкости — хорошая идея?
Ответ на этот вопрос прост: однозначно нет! Хотя обычная водопроводная вода (как и охлаждающая жидкость) тоже отводит тепло, она имеет разные точки кипения и замерзания, что влияет на работу автомобиля. Кроме того, присутствующие в нем хлор, кальций и другие соединения будут попадать в элементы всей системы и — впоследствии — самого двигателя.
Накипь, коррозия и отложения, образованные водопроводной водой, будут осаждаться, среди прочего, на водяном насосе и в водяных каналах, что приводит к закипанию двигателя и даже растрескиванию прокладки головки. При минусовой температуре может замерзнуть и обычная вода, что приведет к растрескиванию отдельных деталей и даже всего блока двигателя.
Вода вместо охлаждающей жидкости? Только дистиллированная!
Поэтому единственно допустимой водой в радиаторе является дистиллированная вода , которую мы будем использовать для промывки системы охлаждения, либо для разбавления концентрата охлаждающей жидкости — и ни для каких других целей!
Однако в экстренных случаях может потребоваться долить в радиатор немного дистиллированной воды. Как мы уже писали ранее — делаем это в первую очередь, когда под рукой нет нужной жидкости