По идее ремонт двигателя своими руками должен быть дешевле, чем на СТО.
Перспектива сэкономить даже несколько тысяч заманчива, и многие люди выбирают этот путь, часто переоценивая свои навыки. Конечно, многих к такому шагу вынуждает плохое финансовое положение, однако капитальный ремонт двигателя — операция, требующая гораздо больше знаний, чем замена ступичного подшипника.
Помните, что эффективный ремонт должен быть комплексным и включать в себя все составляющие. Ремонт самих запчастей лучше всего доверить специализированной фирме и это тема для отдельной статьи. Мы сосредоточимся на ремонте головки и кривошипно-поршневой системы, который предполагает замену некоторых деталей на новые. Остальные — подвергаются механической реставрации.
Распространенной проблемой является ограничение ремонтных работ, например, только шлифовкой головки, заменой поршневых колец, шлифовкой коленчатого вала и новыми втулками. Это даст лишь временный эффект, хотя и заметный.
Для ремонта двигателя важны детали
Начиная с головки, при ее снятии не забывайте постепенно откручивать ее. Таким образом, мы предотвращаем деформацию, вызванные высокими нагрузками. Практически каждой голове после нескольких лет эксплуатации требуется т.н. планировка, т.е. выравнивание поверхности, соединяющей его с блоком двигателя. Без этого после обратной сборки прокладка ГБЦ (которую всегда нужно заменять новой) может очень быстро выйти из строя.
В зависимости от состояния клапанов и седел клапанов их можно притереть или заменить новыми. Не следует забывать и о направляющих клапанов. Стоимость не высока, а важность для правильной работы огромна. Если направляющая имеет люфт, двигатель не только будет потреблять большое количество масла, но и клапан, который плохо стыкуется с седлом, быстро сгорит, что снизит компрессию в цилиндре.
Также следует исправить ненужные зазоры в коромыслах и проверить состояние кулачков, и подшипников валов. После нескольких лет эксплуатации кулачки на распредвале могут изнашиваться и поэтому не полностью открывать клапана. Это, в свою очередь, уменьшает количество воздуха, поступающего в камеру сгорания, и, таким образом, снижает максимальную мощность, достигаемую двигателем.
Профессиональный ремонт обязательно должен включать в себя замену поршней, поршневых колец и гильз цилиндров, ведь только так можно восстановить герметичность в цилиндрах. Замена только поршневых колец — процедура, которая в лучшем случае помогает немного снизить расход масла.
Чтобы не возникало дилеммы о замене данной детали или нет, лучше всего просто доставить все комплектующие для проверки в мастерскую, занимающуюся механообработкой двигателей.
Качество детали
При ремонте т.н. нижней части двигателя, наиболее распространенной ошибкой является отсутствие контроля размеров посадочных мест коренных и шатунных вкладышей. Большинство людей просто шлифуют вал, покупают втулки нужного ремонтного размера и устанавливают их, думая, что все в порядке. К сожалению, в сильно изношенных двигателях седла обычно деформируются (имеют эллиптическую форму) и требуют реставрации.
Упущение этого этапа ремонта двигателя приводит к тому, что тонкие стенки деформируются и быстро изнашиваются, вплоть до заклинивания коленчатого вала.
Не менее важна реставрация втулки поршневого пальца, которая выдерживает огромные нагрузки и даже минимальный люфт может привести к летальному исходу.
Высококачественные детали необходимы для долговечности приводного устройства. Предложений очень много, и нет проблем с покупкой ремкомплектов для большинства популярных марок и двигателей, выпущенных даже 30 лет назад. Однако мы часто не знаем, какого производителя выбрать, чтобы получить хорошее качество по доступной цене. В этом случае будут полезны мнения других пользователей, также стоит позвонить за подсказкой в несколько мастерских.
Выбор самых дешевых вариантов создает риск того, что двигатель проработает очень не много. К сожалению, оригинальные детали двигателя часто стоят запредельно дорого, но комплектующие, предлагаемые многими авторитетными производителями, имеют такое же качество и намного дешевле. Стоит делать ставку на проверенные компании.
Помните о чистоте
При сборке деталей крайне важна чистота – даже небольшая грязь или опилки могут разрушить нежные оболочки и испортить весь труд. Кроме того, необходимо помнить, что наиболее «ответственные» болты и гайки (например, у шатунов) следует заменять новыми, исключая риск их ослабления или поломки.
Правильная затяжка может быть достигнута только с помощью динамометрического ключа. Значения момента затяжки можно найти в сервисных книжках для соответствующего типа двигателя.Чтобы весь эффект капитального ремонта не пропал даром и «новый» двигатель долго работал в исправном состоянии, необходимо также проверить состояние системы охлаждения. Если вместо жидкости использовать воду, на стенках системы охлаждения образуется известковый налет, ухудшающий теплообмен, что со временем вызывает перегрев и, как следствие, заклинивание двигателя.
Вот на что нужно обратить внимание
Однако, прежде чем мы решимся на капитальный ремонт двигателя, мы должны быть уверены в его необходимости. Иногда причиной падения мощности, чрезмерной дымности или повышенного расхода топлива является только поврежденное оборудование, такое как турбокомпрессор или форсунки. Точная диагностика причины возможна только при детальной диагностике приводного агрегата, включающей, в том числе, измерение компрессии в цилиндрах и давление масла, и обязательно — проверка системы впрыска.