Волнообразные обороты двигателя – проблема, которая может возникнуть у любого автомобиля, вне зависимости от его возраста и типа. Что делать, когда мы замечаем волну оборотов в своей машине?
Каждый автомобиль, оставленный на холостом ходу, должен поддерживать постоянное число оборотов — это касается как бензиновых, так и дизельных автомобилей. Колебания оборотов в небольшом диапазоне могут возникать при холодном двигателе, что обычно не свидетельствует о проблемах. Однако если вы заметили трудности с запуском, обороты долго колеблются, а сам двигатель «дергается» (даже когда он уже прогрет), это может сигнализировать о проблемах с впуском, шаговым двигателем, проводами или электроникой.
Наиболее распространенные причины колебаний оборотов двигателя
Начнем осмотр автомобиля с диагностики двигателя. Для начала проверим состояние электрических, розжиговых и вакуумных кабелей. Давайте также внимательно рассмотрим впускной коллектор . В каждом из этих мест будем искать любые утечки. Избыток воздуха, поступающий в двигатель, является частой причиной того, что прыгают обороты двигателя. Может быть полезно запустить двигатель и прислушаться к его работе — подозрительные звуки из области впуска — проверенный сигнал о проблемах.
Дроссель
Также проверим состояние дроссельной заслонки , которая находится рядом с коллектором. Грязь, осевшая на нем, может блокировать его работу, ограничивая количество топлива, подаваемого в цилиндры. Можем сами попробовать добраться до дроссельной заслонки и попробовать прочистить ее жидкостью для очистки топливных систем . Потом, правда, придется учитывать необходимость перекалибровки впуска, поэтому лучше доверить эту задачу профессионалам.
Шаговый двигатель
Аналогично и в случае с шаговым двигателем — этой частью автомобиля, задачей которой является поддержание постоянных оборотов в низком диапазоне. Этот элемент также может загрязняться; чаще всего помогает убрать налет с проводов и вилки. Как и любая деталь автомобиля, шаговый двигатель может просто слишком сильно изнашиваться, что потребует его замены.
Свечи зажигания/накаливания
Проблемы с вращением также часто связаны с некорректной работой свечей зажигания (бензиновые двигатели) или свечей накаливания (дизели). Тревожным сигналом здесь будут, в частности, проблемы с запуском. Может быть, одна из свечей перегорела? Тогда возникает необходимость замены неисправного элемента на новый.
Фильтры и топливный насос
Забитые грязью фильтры значительно снижают эффективность нашего автомобиля. Волнообразное вращение является признаком чрезмерного загрязнения как воздушного, так и топливного фильтров. Отдельно стоит обратить внимание на бензонасос — хотя это случается относительно редко, волнообразные обороты могут быть связаны с выходом из строя и этого элемента.
Прыгают обороты. Роль электронной диагностики
При колебаниях оборотов также может потребоваться электронная диагностика. Подключив автомобиль к диагностическому прибору, мы получим информацию о возможных ошибках в работе двигателя. Это чрезвычайно полезное решение облегчает работу, особенно в случае новых автомобилей, оснащенных электроникой. Так что стоит обзавестись диагностическим тестером, но если такой возможности у нас нет, то визит в мастерскую будет необходим.
Однако если электронная диагностика не приносит никаких решений, возможно, проблема кроется в одном из датчиков, который «обманывает» бортовой компьютер, выдавая неверную информацию о смеси. При этом может загореться лампочка Check Engine на приборной панели, если только нарушения в работе автомобиля не настолько велики, чтобы компьютер смог обнаружить проблему.
Диагностический компьютер также поможет выявить неисправности в электрических системах. Здесь особое внимание следует уделить катушкам зажигания и высоковольтным проводам, которые также могут быть ответственны за колебательное вращение. Кроме того, диагностический тестер покажет нам возможные проблемы с датчиками: лямбда-зондом , датчиком положения вала и т. д. — каждый из них также может быть виновником плавающих оборотов.
Колебания оборотов на прогретом двигателе
Хотя обороты двигателя плавают чаще всего возникает при холодном двигателе, она также может появиться после прогрева системы привода. Волнообразные обороты на прогретом двигателе в основном связаны с некорректной работой электроники.
Однако, если мы уверены, что в проблеме виновата механика, в первую очередь проверьте дроссельную заслонку и шаговый двигатель. Для этого воспользуемся методами, описанными выше.
Переменный оборот газа. ГБО виноват?
Волнообразные обороты двигателя также являются одной из самых распространенных проблем в автомобилях, оснащенных установками ГБО . Это относится в первую очередь к системам второго и третьего поколения. Такие автомобили мы еще можем встретить на рынке, но колебание оборотов на газе присутствует и в более новых автомобилях с секвентальной установкой.
В этом случае действия будут включать ту же диагностику, что описана выше. Однако следует искать проблемы и в самой газовой установке. Главные подозреваемые здесь — редуктор , расходомер и шаговый двигатель, т.е. элементы, отвечающие за подачу нужного количества смеси в нужных пропорциях. Поэтому стоит обратиться к специалисту по сборке систем ГБО, чтобы попытаться отрегулировать редуктор или заменить его при необходимости.
Колебания оборотов после залива двигателя.
Волнообразные обороты часто возникают и в результате более серьезной поломки, в результате которой двигатель был залит маслом. Жидкость может помешать правильному функционированию проводов и разъемов и даже вызвать поломку катушек и других деталей. В этом случае может быть полезно тщательно очистить все эти компоненты специальным средством. Однако, если это не поможет — нам придется их заменить.