С избыточной и недостаточной поворачиваемостью сталкивался каждый водитель, даже если он не в состоянии так описать поведение своего автомобиля. Что это такое, как их отличить и что делать, если они встречаются на дороге?
Проще говоря, избыточная и недостаточная поворачиваемость — это поведение автомобиля, которое проявляется при прохождении поворотов. Их очень легко распознать — вы можете увидеть это, когда машина едет не так, как это было бы из-за угла поворота руля . Основываясь на том, «срезаем» ли мы угол или едем слишком далеко, мы можем различать два типа поведения.
Что такое избыточная поворачиваемость?
Избыточная поворачиваемость возникает, когда задняя часть автомобиля «убегает» наружу в повороте, а передняя часть скользит внутрь. Иногда говорят, что задняя часть начинает обгонять переднюю часть автомобиля. В экстремальных ситуациях это может привести к тому, что автомобиль перевернется вокруг своей оси и упадет с дороги.
Автомобили с задним приводом имеют склонность к такому типу поведения. Одна из причин — нарушение сцепления задних колес , вызванное их недогрузкой в повороте и временным превышением мощности. Однако и в автомобилях с другим типом привода такое поведение транспортного средства вполне возможно.
Что такое недостаточная поворачиваемость?
Недостаточная поворачиваемость противоположна избыточной поворачиваемости. В этой ситуации буксуют именно передние колеса. Говоря техническим языком, мы говорим о «увеличении изгиба по отношению к радиусу в результате геометрии системы рулевого управления и подвески».
Что происходит с машиной? Пробуксовывают именно передние колеса, из-за чего машина поворачивается меньше, чем предполагает угол поворота руля (автомобиль «вываливается» из поворота), а то и вовсе едет прямо прямо.
Поскольку недостаточная поворачиваемость противоположна избыточной, несложно догадаться, что к такому поведению склонны автомобили с передним приводом, с центрально расположенным двигателем.
Также стоит добавить, что как избыточная, так и недостаточная поворачиваемость гораздо чаще возникают на более высоких скоростях, хотя это не является правилом и может происходить даже при медленной езде в менее благоприятных дорожных условиях.
Как вести себя в таких ситуациях на дороге?
В современных автомобилях явления избыточной и недостаточной поворачиваемости должны предотвращаться системами контроля тяги, например, ESP. В случае избыточной поворачиваемости системы тормозят внешние передние колеса, так что автомобиль начинает поворачивать по внешнему повороту. В случае недостаточной поворачиваемости система подтормаживает внутреннее заднее колесо. Когда автомобиль снова на ходу, система также притормаживает внешнее заднее колесо, чтобы снизить скорость автомобиля.
Однако стоит знать, как себя вести, если у нас в машине таких систем нет.
Что делать, если машину заносит при избыточной поворачиваемости?
В случае избыточной поворачиваемости поверните передние колеса в том направлении, в котором вы хотите двигаться, то есть туда, куда повернулись задние. Это означает, что если передняя часть автомобиля «убежала» влево, то следует повернуть колеса вправо — повернуть их на столько градусов, на сколько они повернулись в другую сторону. Помните, однако, что речь идет о настройке колес, а не руля!
Как бороться с недостаточной поворачиваемостью?
Здесь вариантов больше, но главное — не тормозите резко, потому что это может только ухудшить ситуацию. Так что, если у вас есть время, лучше тормозить медленно и помнить, что передние колеса будут быстрее набирать сцепление с дорогой, если их меньше крутить. Опытные водители используют ручник , но это решение почти всегда приводит к избыточной поворачиваемости автомобиля. С другой стороны, этим легче управлять.
Также можно «поиграть» с рулем. Передние колеса получат сцепление с дорогой, когда они установлены в направлении, в котором движется автомобиль. Если крутишь руль, а реакции нет — выпрями его и снова поверни. Таким образом, вам будет легче восстановить контроль над трассой.
Если вы не чувствуете себя в состоянии справиться с избыточной или недостаточной поворачиваемостью самостоятельно, пройдите профессиональное обучение вождению. На трассе под присмотром инструктора будет проще отработать правильный тип поведения, чтобы справиться со стрессом в реальной ситуации и преодолеть вираж защитной рукой.