Для чего нужен автомобильный катализатор?

Многие водители жалуются на некоторые элементы конструкции автомобиля, избавляясь от отдельных деталей безвозвратно. Среди них есть и автомобильный катализатор. Хотя многие считают, что это совершенно ненужный продукт автомобильной промышленности, у него есть важная функция!

Начнем с того, что каталитический нейтрализатор в автомобиле уже много лет является стандартом. Устанавливается на автомобили практически с начала 1980-х годов. Как и практически каждая деталь, каталитический нейтрализатор развивался с годами. Что это за элемент на самом деле?

Что такое автомобильный катализатор?

Проще говоря, этот элемент является одним из многих, из которых состоит выхлопная система . Как мы уже упоминали, он установлен в каждом современном легковом автомобиле (но не только). Его функция очень ответственная. Применяется для снижения выброса вредных выхлопных газов в автомобиле.

Как выглядит автомобильный катализатор? Он напоминает автомобильный глушитель, но при этом меньше и тяжелее. Внешне он выглядит как обычная консервная банка. Внутри его конструкция выглядит как пчелиные соты. Вместо этого сладкого продукта в составе катализатора вы найдете различные элементы: платину, серебро, палладий и многие другие. Именно поэтому, последние пару лет, мы часто замечали объявления по типу «куплю катализатор дорого» либо «удаление катализатора бесплатно».

Как работает это устройство?

Работа катализатора напоминает фильтр. Сильно ядовитые выхлопные газы прямо из двигателя (правда, там они уже очищены) идут в выхлопную систему. Там происходит окончательная фильтрация, и главным ее действующим лицом является, конечно же, вышеупомянутый катализатор.

Элементы, спрятанные в сотах, призваны нейтрализовать крайне вредное воздействие выхлопных газов. Каждая смола и вредное для окружающей среды вещество встречает на своем пути подходящего противника. Таким образом, в атмосферу выбрасываются только такие вещества, которые современные автомобильные технологии не в состоянии очистить.

Вы должны знать, что один каталитический нейтрализатор, установленный на выхлопной трубе, скорее ушел в прошлое. В настоящее время используется система нескольких катализаторов, которые уже установлены в выпускном коллекторе . Это происходит из-за очень ограничительного и строгого стандарта выхлопных газов.


Поврежденный каталитический нейтрализатор — симптомы и советы

Каждый элемент выхлопной системы, как и весь остальной автомобиль, может выйти из строя. Хотя каталитические нейтрализаторы являются очень долговечными устройствами (выдерживают пробег от 200 000 километров и выше), они не всегда должны работать исправно. Неисправности часто вызваны плохо работающими двигателями (например, со сломанным лямбда-зондом , который анализирует состояние выхлопных газов и поддерживает работу катализатора) или неправильно работающей системой ГБО.

Как распознать повреждение каталитического нейтрализатора? Чаще всего вы услышите характерный дребезжащий или звенящий звук. В новых автомобилях также загорается индикатор на приборной панели . Также возможны проблемы с работой двигателя (лямбда-зонд передает данные от каталитического нейтрализатора на ЭБУ, а каталитический нейтрализатор неправильно подбирает состав топливной смеси).

Что делать, если катализатор поврежден? Вы можете заменить его на новый или попробовать почистить. Последний способ самый дешевый и очень популярный, ведь новый элемент может стоить очень дорого.

Как почистить автомобильный катализатор?

Забитый каталитический нейтрализатор – это кошмар для водителя. В таких случаях многие решаются на удаление катализатора. По общему мнению, такая обработка не только выгодна для кошелька, но и снижает расход топлива и улучшает характеристики автомобиля.

Это только видимость, ведь выхлопная система подвергается более тяжелым условиям работы, а в европейских странах возможный полицейский осмотр может обернуться огромным штрафом за загрязнение окружающей среды.

Вместо того, чтобы возиться, стоит почистить катализатор. На рынке есть много компаний, которые предоставляют этот вид услуг. Они очищают фильтр устройства и обогащают его смесью положительных элементов. Недостатком решения является обездвиживание автомобиля. Преимущество — цена. Так же чистку можно проделать и самому.

Этот процесс также очищает топливную систему, кислородные датчики и выхлопную систему. Тем не менее, если выхлопная система сильно загрязнена или у вас повреждены соты катализатора, этот метод не сработает. Постучите по преобразователю молотком или гаечным ключом, чтобы убедиться, что этот метод очистки вам подходит. Удар достаточно сильный, чтобы вызвать дребезжание, но недостаточно сильный, чтобы вызвать вмятину или поломку. Если преобразователь гремит внутри, возможно, у вас есть сломанные детали или скопление ила, который можно только удалить и очистить. Если вы не слышите никаких посторонних шумов, вы можете использовать этот метод.

  • Возьмите достаточное количество очистителя каталитического нейтрализатора и топлива.  Купите немного топлива в канистре и высококачественный очиститель каталитического нейтрализатора, подходящий для вашего автомобиля. В то время как некоторые очистители работают только с бензиновыми или дизельными двигателями, другие работают с обоими.
  • Заполните топливный бак очистителем. На этикетке очистителя вы найдете все необходимые указания по заливке очистителя и сколько топлива нужно вашему автомобилю.
  • Кататься. Запустите двигатель автомобиля после добавления раствора, а затем отправляйтесь в путь. Вождение поможет очистителю циркулировать по всей выхлопной системе. Как долго ехать для достижения оптимального эффекта, указано на упаковке очистителя.

Чтобы каталитический нейтрализатор прогрелся достаточно, чтобы сжечь любые засоры и остатки, мы советуем ездить с числом оборотов выше 3000. Это хорошая идея, чтобы поставить автоматическую коробку передач в режим «Спорт» или что-то подобное. Просто держите его на каждой передаче немного дольше при использовании рычага переключения передач, прежде чем переходить к следующей. Чтобы не допустить перегрева, следите за указателем температуры в автомобиле. Вы заметите меньше дыма выхлопных газов, более быстрое ускорение и меньшее количество пропусков зажигания двигателя, если процесс очистки будет успешным.

Стоимость нового каталитического нейтрализатора почти вдвое меньше стоимости ремонта. Однако, какой путь выбрать, остается за владельцем.